logo
«Назрели изменения в План счетов»

Главный чиновник по бухучету рассказал о поправках в План счетов и новых ПБУ.

Леонид Зиновьевич Шнейдман 

Директор Департамента регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности, доктор экономических наук, профессо

17

лет

бухгалтеры делают проводки по нынешнему Плану счетов 

1. Минфин собирается отменить План счетов? Он не упоминается ни в одном из федеральных стандартов по бухучету.

ЛЕОНИД ШНЕЙДМАН: В стандартах бухгалтерского учета основных средств, материалов и т. п. действительно не говорится, на каких счетах должны учитываться те или иные объекты, какой корреспонденцией счетов оформлять хозяйственные операции с ними. Однако из этого вовсе не следует, что План счетов бухучета планируется отменить. Таково построение системы регулирующих актов в бухгалтерском учете. Стандарты бухгалтерского учета устанавливают принципы, правила и способы ведения учета отдельных активов, обязательств и др. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки указанных объектов в бухучете. Инструкция по применению Плана счетов содержит характеристику счетов и порядок отражения на них наиболее распространенных фактов хозяйственной жизни.

3

раза

менялся План счетов за 17 лет 

2. Менять План счетов и инструкцию планируете?

ЛЕОНИД ШНЕЙДМАН: Изменения в План счетов должны быть. Они назрели. Однако Совет по стандартам бухгалтерского учета, действующий при Минфине, пришел к выводу, что пересмотр Плана счетов целесообразно провести после издания основной части федеральных стандартов бухгалтерского учета. Сначала нужно отработать вопросы признания, группировки и оценки объектов учета, а затем зафиксировать порядок отражения их на счетах бухучета.
 

К 2020 году Минфин разработает семь новых ПБУ

1. Документы и документооборот
2. Основные средства
3. Нематериальные активы
4. Незавершенное производство
5. Запасы
6. Дебиторская и кредиторская задолженность
7. Аренда

3. В проекте нового стандарта по документообороту есть только один вариант исправления первички — зачеркнуть неверные данные и указать правильные. Но это же неудобно и, вообще, прошлый век. Почему нельзя оформлять исправленный экземпляр по аналогии со счетом-фактурой?

ЛЕОНИД ШНЕЙДМАН: Разработчики руководствовались следующим. За первичный учетный документ несет ответственность конкретный работник, который его оформил. В случае исправления первичного учетного документа нужно видеть как первоначальные ошибочные, так и исправленные сведения. Недопустимо, чтобы в бухгалтерском архиве хранилось два документа, оформляющих один и тот же факт хозяйственной жизни. По данному вопросу в ходе общественного обсуждения проекта стандарта высказали много предложений. В настоящее время они рассматриваются.


4. В проекте нового стандарта по аренде говорится про два
способа учета. Первый — арендатор признает право
пользования активом. Второй – учитывает арендные
платежи в расходах. В чем разница?

ЛЕОНИД ШНЕЙДМАН: С точки зрения отчета о финансовых результатах речь идет, в принципе, об одном и том же. При аренде объекта арендатор признает в бухучете соответствующие расходы. Разница в том, в каком порядке это делается, как классифицируются расходы, какова техника их учета. В качестве основного способа учета бухгалтерский стандарт предусматривает, что арендатор отражает на своем балансе права пользования активом и обязательства по аренде. Стоимость права пользования активом погашается путем начисления амортизации. Обязательство по аренде увеличивается на суммы начисляемых процентов по ставке дисконтирования и уменьшается на величину уплачиваемых арендных платежей. Данный порядок распространяется на все виды аренды. В учете арендатора аренда не подразделяется на финансовую и операционную.

Основной способ учета из нового стандарта «Аренда»

Баланс арендатора

Права пользования арендованным имуществом

Обязательство по аренде

Уменьшаются на амортизацию

Уменьшаются на арендные платежи 
Увеличиваются на проценты по ставке дисконтирования


5. А что со вторым способом?

ЛЕОНИД ШНЕЙДМАН: При аренде малоценных предметов либо краткосрочной аренде арендатор может воспользоваться упрощенным порядком учета. Суть его в том, что в учете не признаются право пользования активом и обязательство по аренде. Нет необходимости начислять амортизацию, проценты, погашать задолженность. Вместо этого арендные платежи признаются расходом в течение срока аренды. Иными словами, это возможность упростить учет.

Чем отличаются способы учета аренды

В чем разница

Основной способ

Упрощенный способ

Необходимость признать актив и обязательство

Есть

Нет

Вид расходов

Амортизация права пользования и проценты по обязательству

Арендные платежи

Порядок учета платежей у арендатора

Погашение кредиторской задолженности

Возникновение дебиторской задолженности

6. Планируете ли отменять обязательные формы бухгалтерской отчетности?

ЛЕОНИД ШНЕЙДМАН: Обязательных форм отчетности как таковых нет. Обязательными являются состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности.

Что касается форм бухгалтерской отчетности, то законодательство говорит лишь об их образцах. Образцы форм бухгалтерской отчетности воплощают лучший подход к построению отчетов, им необходимо следовать в практической деятельности. Но организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н. — Примеч. ред.). Аналогично организации самостоятельно принимают решения о содержании пояснений в отчетности. Таким образом, действующие правила нацеливают на представление отчетности в такой форме, которая максимально соответствует характеру деятельности и управления организацией, а также обеспечивает наиболее полное и полезное для заинтересованных пользователей раскрытие финансового положения и финансовых результатов деятельности.

7. В инструкции к Плану счетов сказано, что по согласованию с Минфином компания вправе ввести дополнительный счет в свой рабочий план счетов. Эта норма работает? К вам кто-то обращался с таким запросом?

ЛЕОНИД ШНЕЙДМАН: Да, в Минфин приходят обращения организаций по этому поводу. За последние десять лет к нам поступило более 20 таких запросов. Поступали предложения ввести отдельные синтетические счета для долгосрочных финансовых вложений, долгосрочных расчетов с покупателями и заказчиками, долгосрочных расчетов с поставщиками и подрядчиками, ликвидированных скважин, паевого имущества, расчетов с негосударственными учреждениями, расчетов по торговым автоматам. В этом году Минфин рассматривал обращения по поводу синтетического счета «Криптовалюты» и забалансового счета «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

73

счета

сейчас в Плане счетов 

8. Бывает ли, что Минфин дает согласие на то, чтобы организация применяла новый счет?

ЛЕОНИД ШНЕЙДМАН: Да, если и организация, и мы приходим к выводу, что для объекта требуется специальный синтетический счет. Тогда мы определяем характер новой синтетической позиции. Необходимо понимать место нового счета в системе синтетических счетов, его характеристики с точки зрения экономического содержания, назначения и структуры, соотношение с другими счетами. После решения этих вопросов Минфин дает согласие на применение нового синтетического счета. По обращениям организаций План счетов дополнялся дважды. В 2010 году согласовали забалансовый синтетический счет 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование». В 2012 году — балансовый синтетический счет 78 «Расчеты с участниками консолидированной группы налогоплательщиков».

Получите бесплатную консультацию специалиста

Обратная связь

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Статьи

17 ноября 2018

Лилия Бадретдинова: «Аудитора не нужно бояться. На него надо смотреть как на врача

Кто такой аудитор? Зачем и по каким вопросам к нему обращаться? Как обезопасить свой бизнес?

Подробнее...
Лилия Бадретдинова: «Аудитора не нужно бояться. На него надо смотреть как на врача
12 ноября 2018

Что изменить в учетной политике на 2019 год

Что изменить в учетной политике на 2019 год

Бухгалтеры вправе в конце года исправить учетную политику на 2019 год. Повод для этого – новые разъяснения Минфина и судебная практика, которые уточнили правила учета.

Подробнее...
Что изменить в учетной политике на 2019 год
10 ноября 2018

Что изменится в работе бухгалтера в 2019 году

С 2019 года в работе бухгалтеров будет много изменений. Чтобы вы ничего не пропустили, мы подготовили таблицу с обзором самых важных поправок.

Подробнее...
Что изменится в работе бухгалтера в 2019  году
09 ноября 2018

Как составить пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах входят в состав годовой бухгалтерской отчетности. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность

Подробнее...
Как составить пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
09 ноября 2018

Как составить учетную политику для целей бухучета

Разработать и принять учетную политику для целей бухучета должна каждая организация, которая ведет бухучет, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1–3 ПБУ 1/2008).

Подробнее...
Как составить учетную политику для целей бухучета

О нас

145

крупных завершенных проектов

534

довольных клиентов

17

лет успешной работы

ООО «АКК «Финаудит и консалтинг»

Свою историю ООО «АКК «Финаудит и консалтинг» ведет с 2001 года и была поистине первопроходцем в становлении и развитии рынка аудиторских и оценочных услуг. Сегодня это 17 лет безупречной работы на рынке аудиторских, консалтинговых и оценочных услуг, серьезный опыт в сфере общего аудита и оценки. Наша компания успешно проводит аудит бухгалтерской отчетности и многое другое. Наш номер телефона: +7 (347) 200-12-22

Как нас найти?

Вы можете связаться с нами любым удобным для вас способом. Мы доступны по телефону или электронной почте. Вы также можете использовать форму для заказа обратного звонка или лично посетить наш офис.

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

450078, Башкортостан, г. Уфа, проспект Салавата Юлаева, дом 59, офисы 407 «Б»

finaudit_consalt@mail.ru +7(347)200-12-22

Контакты

Финаудит и консалтинг finaudit_consalt@mail.ru

+7(347)200-12-22

450078, Башкортостан, г. Уфа, проспект Салавата Юлаева, дом 59, офисы 407 «Б»
© 2018 Финаудит и консалтинг. All Rights Reserved.